Суббота, 20.04.2024


Точно неотпитая чаша стоит Русь.

Неотпитая чаша — полный целебный родник.

Среди обычного луга притаилась сказка.

Самоцветами горит подземная сила, Русь верит и ждет.



Николай Константинович Рерих
Меню сайта
Категории раздела
События [0]
История и археология [11]
Статьи по истории и археологии поселка Кулотино
В поле зрения [8]
События недавнего прошлого и наших дней
На досуге [7]
Заповедные места [6]
Особо охраняемые природные территории
Воспоминания [3]
Персоны [5]
Известные люди Кулотина
Случайное фото
ул. Хоренка
[Улицы]
Просмотры 831 Комментарии 0
Новые комментарии
Когда был последний раз, нет, не видел. А так, пиявки - черные, особи побольше - с коричневатым отли

Сергей, здравствуйте. Когда Вы были на Боевском озере - видели ли пиявок, которых описываете? Если д

Здравствуйте, уважаемые исследователи истории фабрики им. Болдыревой. Я сейчас на пенсии, появилось

Ответ Людмилы Матвеевой: 1982 год.

А год не подскажите?

В настоящее время организована подписка на книгу:
"Страна Див. Энциклопедия Окуловского


Адрес справа в объявлении по Заручевью.

СПАСИ ВАС ГОСПОДИ!!!
Я с удовольствием читаю ваши произведения. Нет слов чтобы выразить радос

В.В.Михайлов. Фильмография - http://www.kino-teatr.ru/kino/director/ros/32707/works/

Новости форума
  • Происхождение названия поселка Кулотино (11)
  • Какой мобильный инет в Кулотино более-менее? (1)
  • Работа над ошибками (2)
  • Где ты, Русь моя?
    Социальные сети
    Погода
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » В поле зрения

    Булыжная мостовая
       Те, кто бывал на улице Петра Скрипкина в поселке Кулотино, обращают внимание, что в отличие от других эта улица имеет булыжную мостовую.

    Булыжная 
мостовая на улице Петра Скрипкина
    «Булыжная мостовая на улице Петра Скрипкина» на Яндекс.Фотках

       Камни приблизительно  одного размера, плотно уложенные один к другому, образуют  весьма необычное  для нынешних «асфальтовых» времен полотно  проезжей части дороги. Пространство между соседними камнями при строительстве дорожного покрытия  заполнено  песком, кое-где между  отдельными камнями пробивается зеленая травка.

    Булыжная 
мостовая на улице Петра Скрипкина
    «Булыжная мостовая на улице Петра Скрипкина» на Яндекс.Фотках

       Многие жители поселка знают, что кроме улицы Петра Скрипкина  такая же булыжная мостовая была ранее на улицах Карла Маркса,  Александра Николаева, Кирова, Ленина, Боровичская, на 1-ой Октябрьской улице, на Советском проспекте…
      До сих пор можно увидеть булыжную мостовую в деревне Дорохново. Скрываются под асфальтом камни и в деревне  Боево.
       Когда началось мощение камнями улиц в поселке Кулотино, точно не известно, однако, по воспоминаниям старожилов,  булыжные мостовые строились в поселке уже в  30-х годах 20-го столетия. Эти годы отмечены быстрым ростом посёлка, интенсивным строительством. Одновременно старались привести в порядок и улицы. Самым  доступным материалом для их обустройства были валуны и булыжники. Их собирали в окрестностях поселка и доставляли к месту проведения работ на конных подводах. Множество валунов можно и сейчас встретить по берегам и руслам близлежащих рек Перетна, Хоренка, Крениченка.

    Валуны
    «Валуны на Перетне» на Яндекс.Фотках

       Кулотинцы хорошо помнят талантливого инженера-строителя Степана Андреевича Шувалова, под руководством которого в Кулотине построены крупные здания, которые во многом сформировали современный облик посёлка, придали ему неповторимость: трёхэтажная школа, ясли-сад, баня, разместившийся в сосновом парке дом культуры.

       Не обошлось без его участия и строительство булыжных мостовых.

    Шувалов 
С.А. в кругу строителей булыжной мостовой
    «Шувалов С.А. в кругу строителей булыжной мостовой» на Яндекс.Фотках

       Как вспоминают старожилы поселка, с целью заготовки камня для булыжной мостовой, а также щебня  специальная бригада рабочих  занималась измельчением  больших валунов путем проведения взрывных работ, которые строго контролировались руководством.
       Заведующий отделом капитального строительства Кулотинской фабрики С.А. Шувалов часто бывал на месте проведения работ, и члены бригады хорошо его знали.
       В одно из таких посещений  С.А. Шувалов и другие лица запечатлены на  следующей фотографии. Если внимательно присмотреться к фотографии, то можно заметить, что изображенные на ней люди разместились вокруг  большого валуна, который, возможно,  намечен  к измельчению путем его подрыва.

    Шувалов С.А. в кругу строителей булыжной мостовой и 
родственников возле камня перед его подрывом. В районе деревни Верешино 
(?)
    «Шувалов С.А. в кругу строителей булыжной мостовой и родственников возле камня перед его подрывом. В районе деревни Верешино (?)» на Яндекс.Фотках

       После окончания Великой Отечественной войны мощение  булыжником продолжилось. Работа эта очень тяжелая и трудоемкая, поэтому такая технология применялась лишь на главных улицах поселка. В тот же период проводилось мощение дороги в деревнях Боево и Дорохново.

       А вот дорога в направлении от села Шегрино к кладбищу Доманино:

    Дорога из валунов и булыжников
    «Дорога из валунов и булыжников» на Яндекс.Фотках

       Работа организовывалась централизованно, материалы к летним работам готовились заранее. Так, решением Исполнительного комитета Окуловского районного Совета депутатов трудящихся от 07 декабря 1950 года предписывалось провести двухдекадник с 15 декабря 1950 года по 5 января 1951 года по дорожному строительству, для вывозки дорожно-строительных материалов привлечь 411 подвод с возчиками, вывезти к месту работ 4300 куб. м камня, 320 куб. м леса и 400 куб. м гравия… Конкретизировались задания для всех участников. Например, председателю колхоза «Большевик» Подберезского сельсовета в указанные дни предписывалось выделить 10 подвод, вывезти на дорогу Кулотино-Дорохново 50 куб. м леса. Устанавливался план дорожных работ на год. Тому же колхозу «Большевик» на 1951 год было запланировано вывезти на бычках на дорогу Кулотино-Дорохново на расстояние 1 км 72 куб. м песка и на расстояние 4 км 197 куб. м камня (ГАНО, Р-3533, оп.1, ед. хр.1).
       Для приведения в порядок  проезжей части в 60-е и 70-е годы часто использовались отходы угольных котельных поселка. Шлак, образующийся после сгорания каменного угля, вывозили на наиболее пострадавшие от автотранспорта улицы, разравнивали его, и, таким образом, на какое-то (весьма непродолжительное)  время  проезжая часть приводилась в относительно благополучный вид.
       Во второй половине 70-х годов 20-го века началось асфальтирование улиц посёлка. Первыми были заасфальтированы улицы К. Маркса, А. Николаева, Коммунаров. В 80-е и 90-е годы асфальтом покрыли центр посёлка, улицы Кирова, Кооперативная, Пионерская, Коммуны, Ленина, 1-я Октябрьская, Кирпичная Горка, Боровичская, 20 лет Октября, Ворошилова и другие.
       Время булыжной мостовой прошло. Но все так же напоминают о прошлом камни под ногами на улице Петра Скрипкина  и  группа валунов в поле на окраине поселка Кулотино на пути к Боевскому озеру, возможно, подготовленная в далекие 30-е годы прошлого века к подрыву с целью заготовки  щебня и булыжников для мостовой.

    Валуны на окраине поселка Кулотино
    «Валуны на окраине поселка Кулотино» на Яндекс.Фотках

       Этому гиганту вблизи горы Трехгорки также посчастливилось остаться не тронутым, чем не преминула воспользоваться местная ребятня, приспособив его в качестве лыжного трамплина.

    Опеченские горы. Камень.
    «Опеченские горы. Камень-трамплин.» на Яндекс.Фотках

       А вот еще один валун-гигант, хранящий покой Кулотина с востока.

     Валун-гигант
    «Валун-гигант на 2-й горе» на Яндекс.Фотках

       Стоит также упомянуть, что валуны внушительных размеров в Кулотине повсеместно использовались в качестве краеугольных камней при закладке фундаментов строящихся домов.

    Категория: В поле зрения | Добавил: se (22.10.2010) | Автор: Юрий Алексеев
    Просмотров: 4816 | Комментарии: 3 | Теги: булыжник, валун, мостовая
    Поделиться ссылкой: 
    Всего комментариев: 3
    0  
    3 bgk1   (31.01.2012 00:07) [Материал]
    Булыжные мостовые гораздо лучше асфальтовых. Правильно устроенные они годами не требовали ремонта, однако один раз я был свидетелем переделки мостовой по улице Ленина. По этой улице возили кипы со станции на фабрику и днем движение было довольно интенсивное. Меня поразило, что дорога обустраивалась на глубину примерно 1 метр и только в последние сантиметров 30 на обустроенную подложку насыпали песок и устанавливали булыжники.

    0  
    1 Николаич   (18.01.2012 23:17) [Материал]
    Представление о том, как делались булыжные мостовые в Кулотино, можно получить из воспоминаний выдающегося советского и российского филолога, искусствоведа, сценариста, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва (Лихачев Д. С. Воспоминания. - СПб. : Logos, 1995. - 519 с. : ил., портр.), глава «О Петербурге моего детства»:

    «Асфальт — это теперь, а раньше — тротуары из известняка, а мостовые булыжные. <...> На окраинах бывали тротуары из досок. Вне Петербурга, в провинции, под такими деревянными тротуарами скрывались канавы, и, если доски изнашивались, можно было угодить в канаву, но в Петербурге даже на окраинах тротуары с канавами не делались. Мостовые по большей части были булыжные, их надо было держать в порядке. Летом приезжали крестьяне подрабатывать починкой булыжных мостовых и сооружением новых. Надо было подготовить грунт из песка, утрамбовать его вручную, а потом вколачивать тяжелыми молотками каждый булыжник. Мостовщики работали сидя и обматывали себе ноги и левую руку тряпками, случайно можно было попасть себе молотком по пальцам или по ногам. Смотреть на этих рабочих без жалости было невозможно. А ведь как красиво подбирали они булыжник к булыжнику, плоской стороной кверху. Это была работа на совесть, работа художников в своем деле. В Петербурге булыжные мостовые были особенно красивы: из разноцветных обкатанных гранитных камней. Особенно нравились мне булыжники после дождя или поливки...»

    0  
    2 se   (19.01.2012 20:49) [Материал]
    Тротуары из досок поверх придорожных канав были и в Кулотине, в частности, вдоль улицы Кирпичная горка. И это была чуть ли не единственная возможность во время распутицы после школы придти домой в более-менее приличном виде. Следует отметить, что за тротуарами внимательно следили, вовремя заменяя подгнившие доски. Мы же, мальчишки, частенько, дурачась, раскачивали их и, естественно, ломали. Пораскачиваться успевали не только на досках, но и на ветвях ольхи, растущей на крутом правом берегу Перетны, стараясь перебраться с дерева на дерево.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Лента
    Мы не знаем. Но они знают. Камни знают. Даже знают деревья. И помнят. Помнят, кто назвал горы и реки. Кто сложил бывшие города. Кто имя дал незапамятным странам. Неведомые нам слова. Все они полны смысла...

    Н. К. Рерих "Священные знаки"

    Друзья сайта
  • Кулотино на Яндекс.Фотках
  • Сайт д. Дорохново
  • Поиск по сайту
    Кулотино в блогах
    Живой Журнал
     У губернатора...

     В Живом Журнале...
    Вопрос губернатору
    Информация
    Популярные ссылки
  • Сайт губернатора
  • Комитет по охране окружающей среды и при...
  • Портал Окуловка.com


  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Интернет-газета «Новгородские ведомости»05.01.2012 13:17 Подвели черту
       Новгородстат обнародовал итоги Всероссийской переписи населения (2010 г.) по Новгородской области. За 8 лет, прошедших с 2002 года, новгородцев стало меньше на 60,2 тыс. или почти на 10%.

       Читать дальше >>
         Смотреть видео-сюжет >>
    Интернет-газета «Окуловский вестник»14.10.2011 Хранитель истории
      
    Вышла в свет ещё одна книга  Леонарда Эдуардовича Бриккера -  «Сея разумное, доброе, вечное».

       Читать дальше >>
    Copyright - Разработка Сергея Егорова © 2010-2024
    Используются технологии uCoz