Кулотино… Без малого полтысячи лет стоит оно на окуловской земле, начавшись двумя крестьянскими усадьбами на берегу, окруженном нетронутым лесом. Но еще раньше эти великолепные холмистые места были облюбованы древними людьми: многочисленные сопки и курганы доносят до нас зримую память о давно прошедших временах. Не случайно кулотинские археологические памятники привлекли к себе внимание самого Николая Константиновича Рериха. Древностью веет и от звучных, языческих названий двух сливающихся здесь рек - Перетны и Хоренки, рассекающих местность на три сектора, каждый со своим характером. До сих пор вечными кажутся стены сосновых боров, между которыми лежит поселок. Далекие заречные перспективы уводят взгляд с кулотинских холмов за дрожащую дымку горизонта, за пределы времени. И как видения встают картины непрекращающегося обустройства этой когда-то почти нетронутой земли.
Давно привлекали человека сухие высокие и очень красивые места в устье Хоренки, там, где ее пересекала древняя дорога на Боровичи. Здесь сам воздух, казалось, был насыщен перестуком плотницких топоров, перекликающимся со своим собственным эхом. Полтора века назад под этот перестук появился здесь большой стекольный завод, затем - добротные дома стеклодувов, контора, школа, больница. Здесь же, рядом, по другую сторону дороги вторая владелица завода (первым был помещик Пушкин) Ольга Константиновна Граве в 1870-х годах построила каменный усадебный дом в сложном русско-готическом стиле и разбила парк по всем правилам паркостроения того времени, то есть, с аллеями, спусками, лестницами, мостом, с разделением парка на верхний и нижний, с березовой рощей, беседками, живописными дорожками…
Для просмотра альбома "Усадьба Граве" кликните на фото внизу.
«Усадьба.» на
Яндекс.Фотках По-существу, во всем этом великолепии материализовался труд мастеров-стекольщиков, рождавший хорошую прибыль, которую государство не отнимало, а оставляло частному владельцу, давая ему таким образом возможность самому обустраивать землю, на которой тот жил. Именно так возникали в России многочисленные церкви, больницы, усадьбы, школы, магазины, детские приюты. Так было и здесь, в небольшом тогда, спрятанном в лесу Кулотине, причем в таких масштабах, которые для него кажутся сейчас несоразмерно грандиозными.
Ведь кроме завода и усадьбы в этих местах, в тех же 1870-х годах профессором медицины Бардашевичем была основана мешочно-полотняная фабрика, которая затем стала джутовой мануфактурой - первой мануфактурой губернии. Вокруг фабрики, как и вокруг стекольного завода, тоже стал расти поселок. Рядом нашли глину, стали делать кирпич, из которого строили фабричные корпуса, постепенно заменяя первые деревянные строения капитальными. Одна из улиц поселка до сих пор так и называется - Кирпичная горка.
Для просмотра альбома "Фабрика" кликните на фото внизу.
«Фабрика.» на
Яндекс.Фотках Третьим ядром постепенно растущего «Большого Кулотина» была деревня Полищи с церковью Михаила Архангела, перенесенной сюда из местечка Петропавловка, что рядом со старым кладбищем. Будучи связанными одной дорогой Окуловка-Боровичи все эти поселения (а также другие - Поповка, Кисличино) постепенно слились в сложное, очень интересное село, мозаичное по своему характеру, по которому можно путешествовать как по заповеднику русского народного, всегда свободного градостроительства.
Свобода эта парадоксальным образом рождалась как раз несвободой, полной зависимостью от ландшафта и традиций. Естественный рационализм не скованной «указаниями сверху» строительной самодеятельности (когда с минимальными затратами сил и средств стремились максимально комфортно построиться на своем участке) как раз и заставлял воздерживаться от насилия над рельефом и вообще над природой, то есть, от всего того, что позже, в эпоху индустриализации строительства и его «огосударствления» стало чуть ли не основополагающим принципом.
Здесь, в Кулотине, глядя на результаты нашей государственной строительной инициативы, особенно ясно чувствуешь, до чего же мы стали чужими для своей земли! В суете и потребительстве перестали мы чувствовать ее живое (пока еще) дыхание, ее бескорыстную, безответственную преданность людям, даже таким равнодушным к ней, как мы сегодняшние. Иногда мне кажется, что это какие-то инопланетные пришельцы опустились в наши старинные поселения, красиво и мудро устроенные пращурами, и, не понимая смысла во всем увиденном, крушат и перестраивают все для своей сиюминутной пользы. Примеры вопиют.
Вот и в усадебном парке, конечно же, запущенном, ибо бесхозном, не обошлось без прямого вандализма, и на месте старой березовой рощи стала расти серая безликая коробка поликлиники. И это несмотря на протесты профессиональной общественности, несмотря на запрет министерства культуры, на его прямое указание снести построенное и восстановить участок парка, официально признанного памятником градостроительного искусства. В ответ на это инициаторы строительства, прикрываясь словами о народной «пользе» лишь ускорили строительные работы. И только наступившие перемены в экономике, отсутствие средств затормозили эту противоправную, граничащую с преступлением «преобразующую» деятельность. И теперь стоит эта недостроенная силикатная коробка памятником безответственной эпохе.
«Неоконченное строительство здания поликлиники.» на
Яндекс.Фотках Сегодня наступают другие времена, но когда еще в сознании произойдет благотворный сдвиг в сторону цивилизованного отношения к собственному историческому богатству? Когда еще закрепится мысль, что важно не только «что» и «сколько», но и «как»? Ведь вполне возможно, что и поликлинику где-то в этих местах строить было можно, но нужно было найти очень тонкое единственное решение, а не привязывать случайный типовой проект, лишь слегка измененный.
Это коренной вопрос современной градостроительной культуры вообще - вопрос качества проектного решения. Вот поставили, скажем, в Кулотине пятиэтажный дом. Хорошее, вроде бы дело - сразу вон сколько кулотинцев получили благоустроенные квартиры. Но в силу полного равнодушия к красоте поселка и, вероятно, чудовищного непрофессионализма создателей этого современного «чуда» построили дом в самом неподходящем месте - в центре поселка, в седловине между двумя холмами, снивелировав, таким образом, рельеф: вершины холмов и крыша дома оказались почти на одном уровне. «Гористая» местность выровнялась, стала невыразительно-нейтральной. Что, видимо, и требовалось.
«Баня - пятиэтажка - школа» Но на этом вандализм строителей (и градостроителей) не закончился. Здесь же, рядом с уже построенной пятиэтажкой заложены фундаменты еще одного столь же большого дома. И если он будет возведен, окончательно погибнет ландшафтная выразительность центра поселка, исчезнут очень характерные для этого места дальние видовые перспективы, без которых Кулотино уже не будет прежним Кулотином.
Сумбурная, но крупномасштабная застройка резко ухудшит архитектурный микроклимат центра старинного села, потому что, кроме прочего, вокруг коммунального большого дома всегда возникает песчаная неряшливая пустыня с чахлым благоустройством. Коммунальщина, как сугубо советское качество жизни, зримо выплескивается наружу именно около больших домов в селах и поселках, в небольших городках. Для того, чтобы ярче почувствовать убогость коммунальных территорий достаточно увидеть противоположные примеры, для чего можно пройтись по старым улицам Кулотина - по Пионерской, Комсомольской, Чайковского, Пушкина, Лермонтова, застроенным индивидуальными домами. Половину этих улиц занимает чистый зеленый, почти бархатный газон, на который уютно, весело глядят палисадники и аккуратно обшитые фасады домов. Здесь в воздухе разлита особая атмосфера умиротворения и разумной деловитости.
Для просмотра альбома "Улицы Кулотино" кликните на фото внизу.
«улица 1 августа.» на
Яндекс.Фотках Но еще сравнительно недавно «государственное» строительное искусство не рождало бездуховной среды, диссонировавшей с историческими традициями. В довоенные годы, например, приехавший из центра инженер-строитель С.А. Шувалов (репрессированный в 1937 г.) построил в Кулотине крупные монументальные здания, которые органично вошли в ландшафтную ситуацию, обновили облик села, придали ему новую красоту и значительность. Здесь и школа, и ясли-сад, и баня, и громадный дом культуры в невиданном до этого столичном стиле конструктивизма. Целая улица (ныне ул. Ворошилова), построенная Шуваловым для рабочих фабрики, сегодня - одна из красивейших и уютных в поселке.
В послевоенные годы архитекторы построили большой корпус заводоуправления, облик которого удивительным образом перекликается с обликом усадебного дворца. В то время высокая строительная (и градостроительная) культура прошлого была еще не утеряна и постройка каждого здания была событием, приращивающим, а не сокращающим красоту места.
«Фабрика. Проходная. Административное здание.» на
Яндекс.Фотках А какие в Кулотине прекрасные панорамы! Вдруг, за крутым поворотом улицы Николаева веером раскрывается правый берег Хоренки, украшенный серыми треугольниками крыш, а с улицы Коммуны долина этой петляющей речки кажется настоящей Швейцарией с ее картинными группами деревьев на крутых зеленых склонах. Долина Перетны одаривает то таинственными изгибами заросших берегов, то привольем широченной низины меж крутых обрывов со старинной красно-кирпичной фабрикой в ее центре.
Природа в Кулотине еще не вся побеждена, мичуринский принцип не ждать милостей от природы, а брать их не привел пока к ее окончательному преобразованию, а историческая застройка еще не подавлена полностью современной. Поэтому есть еще надежда, что благоразумие и здравый смысл возьмут все же верх над амбицией и прямолинейностью «преобразователей» и красота кулотинских панорам не будет восприниматься досадной помехой разнообразными «зодчими» нашего времени.
Санкт-Петербург.
С. Заварихин, доктор архитектуры.
P.S. Статья написана по горячим следам после знакомства с историей и застройкой Кулотина и после разработки проекта зон охраны историко-архитектурных ценностей этого интереснейшего поселка. Кулотино буквально поразило своим своеобразием, неповторимостью, какой-то упругой динамикой взаимоотношений природы и архитектуры. И очень хотелось бы, чтобы районная администрация, и районный архитектор относились к поселку не как к рядовому населенному пункту, где нужно построить столько-то квадратных метров, а как к удивительному архитектурно-ландшафтному организму, рожденному отечественной историей и талантом русских людей.
газета «Окуловский вестник» от 09.09.1992 г.
Ссылки:
1
Бриккер Л.Э. Обзорная автобусная экскурсия Окуловка - Кулотино - Боево - Опечек - Окуловка.2
Рябчинский Н.В. Возвращение к истокам.3
Мелентьев В.В. Детские годы Л.А. Мелентьева в Приволье.